Как верно использовать полис ОСАГО

С введением обязательного страхования автомобилистам стало проще решать вопросы с урегулированием происшествий на дороге, заниматься восстановлением после ДТП. В процессе развития системы страхования гражданской ответственности водителей были определены единые нормы оформления и использования защиты. Благодаря введению закона об ОСАГО (ФЗ№40 от 25.04.2002), государство установило простую и понятную схему поведения при урегулировании ситуаций на дорогах, передав страховщикам полномочия решать финансовые вопросы по выплате ущерба от ДТП.
использовать полис ОСАГО

Чтобы использовать защиту ОСАГО с максимальной эффективностью, автомобилисту нужно изучить нюансы оформления полиса и страхового случая, избавляя себя неприятностей и лишних переплат.

Что нужно знать об ОСАГО?

Поначалу страховка автомобилиста воспринималась только как обязательная плата, которая позволяет свободно передвигаться на автомашине, как обязательный для показа инспектору документ. Очень скоро водители оценили преимущества страхования гражданской ответственности, за небольшие деньги получив надежную финансовую защиту от ущерба в ДТП.

Если водитель не виновен в происшествии, полис покроет нанесенный ущерб выплатой, которая поможет отремонтировать авто и продолжить эксплуатацию транспортного средства. Никаких дополнительных расходов в пределах покрытия ОСАГО автомобилист не несет. Виновный водитель также защищен от предъявления претензий со стороны пострадавшего, поручив своему страховщику заниматься урегулированием страхового случая.Что нужно знать об ОСАГО?

Еще совсем недавно оформление ежегодного полиса доставляло массу хлопот с прохождением ТО, подготовкой бумаг и визитом в рабочие часы в офис страховщика. Немало проблем приносило отсутствие бланков полиса и высокий риск мошенничества. Сейчас эти вопросы решаются в течение нескольких минут, которые водитель тратит на заполнение электронной заявки и проверку полиса онлайн, используя автоматизированные базы РСА. Не нужно ездить в офис компании и ждать приемных часов. Для оформления полиса е-ОСАГО нужен только доступ в интернет и возможность проведения онлайн-оплаты.

Полученный по электронной почте бланк равноценен обычному бумажному полису, а риск мошенничества минимален за счет возможности проверки номера полиса по базе РСА.

От чего зависит стоимость?

От чего зависит стоимость

Рынок обязательного автострахования строго регламентирован. Ежегодно государство пересматривает тарифные ставки и устанавливает коридор допустимых значений, в зависимости от:

  • категории транспорта;
  • статуса собственника авто;
  • грузоподъемность машины.

В 2019 году ставки на некоторые категории увеличились, но для легкового автомобиля минимальные значения немного снизились: с 3432 рублей до 2746 рублей. Таким образом, государство не диктует расценки страховщикам, но ограничивает разброс цен.

Окончательная стоимость полиса определяется с учетом:

  • класса ТС и его мощности;
  • количества лиц, допущенных к управлению, и их стаж;
  • период действия полиса;
  • территориальный признак и др.

Рассчитать стоимость услуг компании несложно, если использовать калькуляторы ОСАГО, размещенные на сайтах страховщиков и специализированных интернет-ресурсах.

Реквизиты полиса

Реквизиты полиса

В зависимости от места оформления полиса, он может быть изготовлен на специальном бумажном бланке, либо распечатан на принтере дома. Речь идет об электронных бланках, имеющих такую же юридическую значимость, как и обычные полисы. В остальном, страховки не различаются и содержат одинаковые реквизиты:

  1. Серия, номер страхового бланка.
  2. Название компании, предоставившей услуги.
  3. Период страхования.
  4. ФИО страхователя, собственника авто.
  5. Информация о лицах, допущенных к эксплуатации ТС.
  6. Параметры транспортного средства (модель, характеристики).
  7. Государственные номера.
  8. Сведения из ПТС.
  9. Стоимость.
  10. Применяемые коэффициенты и иная дополнительная информация.

Электронный бланк полиса может быть цветным или черно-белым, однако это никак не отражается на праве автомобилиста на страховую защиту при наступлении ДТП.

Оформление е-ОСАГО

Оформление е-ОСАГО

Вне зависимости от способа оформления к выбору страховщика относятся с предельной осторожностью. Именно от страховой компании и качества предоставленного сервиса зависит степень удовлетворения страхователей, их расходы.

Перед оформлением полиса страховщика проверяют по следующим параметрам:

  1. Отзывы действующих и бывших клиентов, обращая внимание на конкретные случаи оформления страховых случаев.
  2. История работы компании, срок ее существования.
  3. Уровень надежности на основании сведений от крупных рейтинговых агентств.
  4. Статистика выплат по страховым случаям.
  5. Наличие лицензии, ее действие.

Алгоритм получения полиса

Алгоритм получения полиса

Если принято решение оформить электронную страховку, действуют в следующем порядке:

  1. Подготовить необходимые для страховщика документы на себя, водителей, машину. Предварительно оформляют диагностическую карту, подтверждающую прохождение ТО.
  2. Зарегистрироваться на сайте выбранной компании. Для регистрации вводят контактные и паспортные данные автомобилиста.
  3. На указанный номер мобильного приходит смс с подтверждающим кодом. Он потребуется для продолжения регистрации личного доступа.
  4. После входа в личный кабинет на сайте страховой компании выбирают раздел оформления полиса ОСАГО.
  5. Ввести сведения о себе, машине, застрахованных лицах в графах электронного бланка, обращая внимание на корректность занесения информации. Подсказки на странице помогут правильно подготовить запрос.
  6. Расчет предварительной стоимости. После проверки информации программа покажет сумму, во сколько обойдется обязательная страховка в выбранной компании.
  7. Если условия устраивают, переходят к следующему этапу – оплате банковской картой.
  8. Как только средства поступят на счет, страховая компания вышлет подготовленный файл с электронным полисом на почту, указанную при регистрации в личном кабинете.

Распечатанный полис ОСАГО берут с собой в каждую поездку вместе с правами и документами на машину вместо обычного бумажного бланка. Поскольку вся информация о страховом полисе и его действии хранится в базе РСА, дополнительных подтверждений от автомобилиста не требуется. Если при проверке документов полиса не окажется, сотрудник ГИБДД вправе оштрафовать водителя.

Защита от мошенничества

Защита от мошенничества

Каждый раз, оформляя полис самостоятельно, автовладелец должен убедиться в успешной регистрации страховки и подлинности полученного бланка.

На сайте РСА есть бесплатный онлайн-сервис, позволяющий проверить полис. Нужно ввести серию, номер бланка и указать дату оформления. Если процесс страхования прошел успешно, на экране появится соответствующая запись.

При желании, страхователь вправе обратиться по телефону и уточнить о подлинности бланка по телефону, назвав серию и номер.

Чтобы не столкнуться с мошенниками, перед началом оформления проверяют адрес сайта, пользуясь информацией от РСА. Не стоит заходить по ссылкам на незнакомые интернет-ресурсы.

Должны вызывать сомнения слишком большие скидки, поскольку крупные надежные страховщики не пользуются таким способом привлечения новых клиентов.

Как оформить ДТП

Как оформить ДТП

Недостаточно просто иметь действующий полис ОСАГО. Чтобы получить компенсацию по страховому случаю, соблюдают порядок, установленный конкретным страховщиком.

Последовательность действий при дорожной аварии подробно описана в ПДД. Алгоритм шагом можно представить так:

  1. Остановить транспорт и вызвать сотрудника Госавтоинспекции.
  2. С места аварии ничего не убирать вплоть до приезда ГИБДД.
  3. В период ожидания осматривают повреждения, делают фотографии и видео с места происшествия.
  4. Необходимо связаться со страховщиком и сообщить о произошедшем.
  5. Заполняют бланк извещения о страховом случае и помогают представителю ГИБДД зафиксировать ДТП. Если водитель не согласен с изложением некоторых фактов, об этом пишут в комментариях накануне подписания протокола.
  6. Покинуть место аварии можно только после завершения оформления.

Если авария незначительная и сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей, водители могут договориться об оформлении страхового случая по европротоколу, без вызова ГИБДД. На фото и видео фиксируют детали страхового происшествия (след торможения, положение машин, поврежденные участки машины).

Даже если водитель невиновен в страховом событии, уезжать с места аварии нельзя ни при каких обстоятельствах. Место ДТП покидают только после оформления протокола и подписания бланка извещения. Если водитель невиновен, важно проследить, чтобы виновник не скрылся. Дело в том, что страховую выплату выдадут, если виновный в страховом случае водитель известен.

Для получения компенсации автомобилист должен предоставить пакет документации в офис страховщика (отдел по урегулированию). Помимо паспорта, прав, документов на машину, готовят справку из ГИБДД, копии протоколов, постановлений.

Если в ДТП пострадали люди, дополнительно предоставляют бумаги о смерти, физическом состоянии пострадавшего.

Если в процессе проверки события страховщик установит, что повреждение было получено накануне аварии, в возмещении этой суммы будет отказано. Аналогично рассматривает компания позднее оформление страхового случая, когда после ДТП машина эксплуатировалась далее.

Получение возмещения

Получение возмещения

После принятия положений о прямом возмещении убытков нет смысла обращаться к страховщику виновника ДТП. Все вопросы, касающиеся урегулирования страхового случая, с августа 2014 года решают с компанией, выдавшей полис.

Если поврежден только автомобиль, компания оплатит расходы на ремонт и восстановление транспортного средства в пределах максимальной суммы 400 тысяч рублей. Когда в ДТП страдают и гибнут люди, размер компенсации составит 500 тысяч рублей.

Если этой суммы не хватило на ремонт дорогостоящего автомобиля или реабилитацию после травмы, вопрос с принудительным взысканием решают в судебном порядке.

Получить прямое возмещение через своего страховщика граждане вправе в следующих обстоятельствах:

  1. В аварии участвовало только 2 машины.
  2. У обоих автомобилистов есть действующий страховой полис.
  3. Нет пострадавших.

Простого оповещения страховщика в момент аварии явно недостаточно, чтобы компания выплатила ущерб. Потребуется доказать правомочность взыскания, предъявив компании перечень документации.

Порядок компенсации

Порядок компенсации

В процессе урегулирования страхового случая возникает нарушения, как со стороны страхователя, так и со стороны страховщика. Чтобы компания не отказала в выплате возмещения и его сумма была достаточной для проведения ремонта, водителю рекомендуется действовать последующей схеме:

  1. Связаться с компанией и сообщить о страховом событии сразу, в день аварии.
  2. В 5-дневный срок после страхового события предоставить к осмотру автомобиль. Дата, место, время стороны согласуют индивидуально.
  3. На основании полученных результатов экспертизы будет составлена калькуляция расходов на ремонт, исходя из выявленных повреждений. При отсутствии оценки, автомобилист получает право самостоятельно провести экспертизу автомобиля и представить заключение для расчета страховой выплаты. Впоследствии компания обязана вернуть потраченные на осмотр деньги вместе со страховым возмещением.
  4. При выборе натурального возмещения автомобиль направляют на станцию для ремонта.
  5. Если выплачивается денежная компенсация, компания обязана выполнить перечисление в 20-дневный срок.

Если ДТП оформлено по европротоколу без вызова ГИБДД, оба участника страхового события передают своим компаниям заполненные бланки извещения. Поскольку компания вправе потребовать авто для осмотра, в течение 15 дней после передачи европротокола авто ремонтировать нельзя.

Бывают ситуации, когда страховая компания обанкротилась, прекратила свою деятельность. В таком случае, обращаются к страховщику другого участника ДТП или в РСА.

Для удобства клиентов многие СК организовали работу отделов по урегулированию, основной задачей которых служит оформление страхового события и выплаты возмещения. Если отдел расположен далеко от местоположения автомобиля и страхователя, допускается проведение независимой экспертизы с приглашением представителя компании в другом месте.

Претензии к страховщику

Претензии к страховщику

Большинство претензий автомобилистов связаны с 2 проблемами:

  1. Задержкой сроков выплаты.
  2. Занижением суммы возмещения.

В первом случае, владелец поврежденной машины вправе взыскать неустойку за каждый просроченный день в размере 1%. Если компания не успела вовремя сообщить об отказе от исполнения обязательств, страхователь взыскивает по 0,05% от страховой суммы как компенсацию за причиненный вред.

Второй вариант претензий более сложен, поскольку калькуляция компании и реальные суммы, потраченные на ремонт, могут серьезно расходиться. Если средств на ремонт из-за учета степени износа не хватило, у компании запрашивают акт осмотра и калькуляцию. После этого проводят независимую оценку и составляют досудебную претензию с требованием компенсировать недостающие средства. Если компания не согласилась с доводами страхователя, обращаются в суд.

Важные особенности е-ОСАГО

Важные особенности е-ОСАГО

После запуска программы электронного ОСАГО оформлять полис стало проще, однако неизбежно появление некоторых неудобств:

  1. Есть риск попасть на сайт мошенников и потерять средства, либо получить фальшивую страховку.
  2. Не всегда удается с первого раза зарегистрироваться и пройти проверку по базе РСА при оформлении полиса.
  3. При самостоятельном занесении информации в полис часто случаются ошибки, допускаются опечатки.

В остальном, работа с электронной версией страховки не отличается от оформления обычного ОСАГО. После получения полиса водитель распечатывает бланк и берет его с собой в каждую поездку. Если остались вопросы, касающиеся оформления полиса или ДТП, связываются по телефону горячей линии.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал: Подпишитесь на каналФинансы - кредиты
Рейтинг автора
Автор статьи
Елена Железняк
Закончила Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г. Москва факультет экономики, банки и банковское дело.
Написано статей
140
Помогла статья? Оцените её
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Читайте также
Adblock
detector