Зачем Сбербанк теперь фотографирует и записывает голос всех своих клиентов

Мы уже почти привыкли, что банки перед выдачей кредита фотографируют, не спрашивая разрешения. С недавних пор появилось нововведение – стали записывать и голос. Возникает вопрос, насколько правомочна такая процедура со стороны банка. Пока одни воспринимают эту операцию как данность, другие недоумевают, какие цели преследует банк, получая точные биометрические данные клиента. Население с опаской относится к такому новшеству, видя опасность полного раскрытия данных. Банк позиционирует процесс как подготовку к удобному обслуживанию клиента, когда не потребуется вносить пароли и показывать паспорт.
Сбербанк теперь фотографирует своих клиентов

Последние годы Сбербанк работал над идеей защиты клиентов и упрощения процесса идентификации. Если база фотоизображений лиц пользователей уже ведется, то голосовые отпечатки появились сравнительно недавно.

Зачем нужны фотографии и голосовые снимки

Процесс выпуска любой карточки сопровождается фотографированием клиента. Перед выдачей пластика работник отделения просит посмотреть в глазок камеры, а в картотеке клиентов отображается теперь фотография вместе с личной информацией о пользователе. После снимка в личное дело заносят запись голоса – клиента просят наговорить текст (счет до 9 в прямой и обратной последовательности).

Такая процедура стала возможной согласно положениям закона о защите персональных данных № 152-ФЗ. Банк вправе собирать данные, которые помогут впоследствии узнавать клиента:

  • голосовой отпечаток – для общения с оператором контакт-центра;
  • фотоснимок – для визита в отделение, при работе с банкоматом и иным устройством самообслуживания.

Формирование базы изображений и аудио-отпечатков ведется на протяжении последних месяцев. Каждый раз при обращении клиента за карточкой или открытием счета банковский сотрудник настойчиво предложит сфотографироваться и наговорить небольшой текст для записи. Обязательная для банка процедура не противоречит нормам закона, если только сам клиент по собственной воле согласится на снятие данных. Но иногда, проявляя осторожность, пользователи банковских услуг интересуются, ради каких целей собирают биометрические данные.

Для чего банку нужна биометрия?

Для чего банку нужна биометрия?

В биометрию входят действия по получению уникальных личных данных, через которые удается идентифицировать человека. Для Сбербанка рабочими показателями по биометрии клиента служат голос и фото лица. В планы банка входит добиться комфортного для клиента быстрого обслуживания, с максимумом безопасности. Чтобы получить услугу, клиенту не потребуется паспорт или карточка, опознание будут проводить моментально.

По мнению представителей банковской структуры до полного запуска программы еще далеко. Сейчас Сбербанк занят накоплением базы, которая поможет при переходе на новый уровень сервиса.

Суть проекта – в возможности работы с банкоматами без участия карт и ввода реквизитов. Подтверждением согласия на вход в систему управления счетом станет пинкод, заменяющий личную подпись. Документы подписывать потребуется только вначале, когда клиент выражает согласие с новыми правилами идентификации.

Система вряд ли застигнет врасплох. Уже сейчас на экранах банкоматов Сбербанка действует заставка с анонсом новой программы, распознающей пользователя по лицу. Для работы с банкоматом лицо подносят к сканирующему устройству, а после успешной проверки банковский сервис станет доступным.

Остались вопросы, связанные с учетом физиологических изменений стареющего человека, а также вопросы безопасного хранения личных данных банковской структурой.

Законны ли действия банка?

Законны ли действия банка?

Тот, кто уже воспользовался кредитными продуктами, знакомы с новой процедурой. Сбербанк пользуется ею уже давно, стараясь отсечь попытки мошенничества при обращениях граждан за кредитными средствами. Фотографирование граждан исключает возможность обмана со стороны недобросовестных работников банка. При подготовке анкеты-заявки на кредитование делают снимок лица заемщика, и далее заявление передают на рассмотрение.

Хотя процедура добровольная, и Конституция России гарантирует свободу волеизъявления, внутренний регламент банка предъявляет свои требования. Клиент вправе согласиться или отказаться от процедуры, однако в последнем варианте нет гарантии, что кредитор согласует заявку. Дело в том, что кредитор для заведения дела заемщика требует полного заполнения анкетных данных, среди которых фото лица является обязательным реквизитом. Даже отправить такую анкету не получится, поскольку программа банка настроена на проверку наличия фото.

Не исключено, что значимость фото лица вырастет, и при ошибке в распознавании клиенту начнут отказывать в операциях.

Что касается выпуска обычных карт, пока процедура исключает обязательность фото и аудиозаписи. При отсутствии согласия клиент получит сбербанковский пластик без снятия отпечатка голоса и фото лица, что сократит время ожидания.

Основные претензии граждан связаны с сомнениями в полной безопасности хранения и поддержания конфиденциальности полученной информации. Присутствие недобросовестных сотрудников и риск получения доступа к конфиденциальным сведениям о человеке заставляют задуматься об оправданности передачи фотоснимка и записи голоса для идентификации.

Вторая опасность исходит от кибер-преступников, периодически совершающих набеги на карты и счета клиентов Сбербанка. Поскольку 70% россиян владеет карточками Сбера, интерес со стороны интернет-мошенников не становится меньше. Если в базе появится новая информация о пользователях услуг, больше не удастся обеспечить конфиденциальность, если доступ к биометрии получат преступники.

Пока не будет исключена опасность мошенничества, новый сервис банка будет неоднозначно оцениваться с позиции безопасности и комфорта. Граждане готовы платить за повышенный сервис и удобную систему идентификацию, однако пока нет оснований считать такой способ проверки абсолютно надежным.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал: Подпишитесь на каналФинансы - кредиты
(Оцените, пожалуйста, мы очень старались!)
Автор статьи
Максим Погорелов
Работал 7 лет в банке. Имею два высших образования ФИНЭК (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) и СПбПУ (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).
Написано статей
265
Читайте также
Adblock
detector