Как правильно разговаривать с коллекторами?

Беря средства в долг, заемщик планирует благополучно расплатиться с кредитором, после того как решит свои финансовые трудности. Редкий человек предполагает о скором увольнении или несчастном случае, в результате которого утрачивается трудовой доход. Допустив несколько просрочек, должник в скором времени оказывается мишенью более жестких взыскателей — коллекторов. Если в жизни должника возникли серьезные финансовые трудности, искам в суд будет предшествовать работа коллекторов.
разговаривать с коллекторами

Набор инструментов взаимодействия с должником направлен только на принуждение к быстрому погашению долга.

Лучший способ общения — диалог

Чтобы не сталкиваться с коллектором, стоит идти на контакт с банком. Последний так же, как и должник, заинтересован в урегулировании проблемы минимальными усилиями. Если возникли финансовые сложности, должник обращается в банк для согласования нового графика выплат или пересмотра условий погашения.

Если причины невыплат банк сочтет убедительными, шансы на благополучный возврат кредита с учетом снижения дохода должника высоки. Не стоит дожидаться, пока банк обратится в суд или к коллекторам. Пока клиент не отказывается от разговора и готов платить, кредитор открыт для обсуждения отсрочки или реструктуризации долга должнику.

Коллектора подключают, когда привычные напоминания и предупреждения не сработали. Чтобы избежать встречи с коллектором, идут в банк для согласования новых условий. Если должник хочет приблизить момент встречи с коллектором, он уклоняется от разговора с банком и не отвечает на звонки.

Платить ли коллекторам?

Платить ли коллекторам?

Иногда от коллекторских агентств поступает информация, что деньги вносить необходимо по другим реквизитам. Такое требование правомерно, если профессиональные взыскатели действительно выкупили долг по договору цессии и получили право требовать уплаты в свою пользу. Голословные утверждения о переходе права на долг не обоснованы. Банк как основной кредитор должен прислать уведомление о смене получателя средств, указав название агентства и его реквизиты.

Если банк прислал подобное сообщение и подтвердил уступку права на долг, требования коллектора законны. Пока письма из банка нет, с коллектором можно не разговаривать. Оптимальный вариант выхода для должника — связаться с банком и согласовать мирный способ урегулировать задолженность.

Проверка законности требований коллектораПроверка законности требований коллектора

Когда долг передан коллектору и раздаются беспокоящие звонки, первым делом узнают у кредитора о причинах активности взыскателей. По закону после переуступки права взыскания первый кредитор направляет в адрес должника информационное письмо о переводе долга. На письменное оповещение отводится 30 дней. В сообщении банк (или другой кредитор) указывает название приобретателя долга, его контактную информацию и реквизиты.

Если звонки начались задолго до получения письма, убеждаются, в законности требований и самого обращения. Требовать возврата долга вправе только коллекторское агентство, вошедшее в госреестр. Если в нем не упоминается это агентство, никаких прав заниматься взысканием у его представителей нет. Если в реестре указана организация, должнику нужно ждать письменного оповещения из банка о смене реквизитов для внесения последующих платежей.

Правила общения

Правила общения

При разговоре со взыскателем нужно помнить, что их работа строго регламентирована законодательством о коллекторской деятельности. Любое нарушение при воздействии на должника грозит привлеченем к ответственности. Чтобы призвать нарушителя к ответу, должнику потребуются доказательства. Разговор фиксируют доступными способами: на диктофон, смартфон, камеру. Перед началом записи предупреждают коллектора о намерении зафиксировать общение. Записанные беседы вряд ли выйдут за пределы дозволенных законом норм.

Если позвонили по телефону или на пороге появились  коллекторы, задача должника — настроить общение в соответствии с предложенными законодательством нормами:

  1. Вступая в разговор, должник должен знать, с кем общается. Коллектор должен представиться и сообщить, чьи интересы он представляет: название агентства, контактную информацию для проверки.
  2. Общаться придется с разными коллекторами, которые будут пытаться воздействовать по-разному, с разной степенью агрессии. Не стоит отказываться от общения, но необходимо понимать, на основании чего предъявлены требования.
  3. Уверенность и демонстрация знаний законодательства поможет должнику быстрее пройти период взаимодействия с коллектором. Искать оправданий и уговаривать коллекторов подождать не имеет смысла.
  4. Нельзя сообщать дополнительную информацию о себе и о своих близких. Она будет использована против должника.
  5. Задача коллектора — принудить человека использовать любые ресурсы, чтобы расплатиться с коллектором. Задача должника — сохраняя спокойствие, дождаться юридического оформления претензий на взыскание через судебное решение.

Понимая, что через суд агентство получит меньше, коллекторы редко обращаются в суд — только когда иного варианта воздействия точно не осталось. Хамство и шантаж нередко применяется взыскателями с целью запугать, психологически и морально измотать должника, который будет занимать, продавать, искать любые поводы прекратить угрозы.

Видеофиксация действует как психологический прием обуздать коллекторов, выходящих за рамки законодательства. Присутствие свидетелей при разговоре поможет доказать нарушения, поэтому взыскатели постараются избежать грубости и жестких мер.

Важно помнить, что для обращения в суд у взыскателя всего 3 года, по истечении срока исковой давности исчезнут основания для предъявления претензии через суд.

Могут ли у должника отобрать квартиру?

Могут ли у должника отобрать квартиру?

Редкий коллектор обойдется от высказываний в сторону имущества, которое будет отнято у должника. Угроза отъема квартиры — распространенный ход, оказывающий психологическое давление, заставляющий должника поддаться панике.

На самом деле принудительное изъятие возможно, но только при наличии:

  1. Судебного решения и получения исполнительного листа.
  2. Открытого исполнительного производства и постановления о принудительной продаже жилья по инициативе судебного пристава.

Представители коллекторского агентства не вправе ни отнимать жилье, ни требовать продажи от должника, пока не появится юридический документ, дающий такие полномочия ФССП.

Отнять жилье не получится, если:

  1. Это единственное жилье должника и его домочадцев.
  2. Претензии коллектора или банка направлены на землю, на которой возведено единственное жилье.

Недопустимо принудительное изъятие вместе с жильем предметов должника личного использования, техники и оборудования, которое потребуется для работы. Из холодильника не заберут продукты в пределах минимума, который потребуется для жизни в конкретном регионе.

Осторожно! Устав от общения с коллекторами, часто обращаются в службу антиколлекторов, обещающих избавить от долга. Соглашаясь платить таким агентствам, нужно помнить об ограниченных инструментах действия. Максимум, чем поможет юрист такого агентства, — это отмена переплаты по штрафам и неустойкам и помощь в признании банкротства.

Ограничения для коллекторов

Ограничения для коллекторов

Благодаря введенным с 2017 года нормам каждый факт проявленной агрессии считается нарушением закона. Нанесение ущерба и назойливость выходят за рамки законодательства. Если общение с представителем агентства зашло в тупик, нет смысла его продолжать. Можно лишь порекомендовать профессиональным взыскателям подавать в суд.

От телефонного террора должника спасает закон о коллекторах, где установлены и другие ограничения в порядке взаимодействия с должниками:

  1. Звонки. По телефону можно беспокоить человека не чаще 2 раз за неделю или 8 раз ежемесячно. Режим звонков: с 8 утра до 10 вечера в будние дни, с 9 до 20 часов в выходной или по праздникам. Подсчет активности коллектора не учитывает пропущенные вызовы.
  2. Проникновение в квартиру. Взыскатель не вправе переступать порог дома, если должник не хочет этого. Статьей 25 российской Конституции обеспечена неприкосновенность личного жилья. Визиты домой — не чаще 1 раза каждую неделю.
  3. Сообщения. Телеграммы, СМС и голосовые сообщения не могут приходить чаще, чем дважды в сутки и четыре раза в неделю. Режим отправки сообщений аналогичен общению по телефону: в будни с 8:00 до 22:00. В сообщении должно быть указано название агентства, кредитора и контактная информация. Не допускается передача в СМС сведений о сумме задолженности.

Что коллектору делать нельзя?

Чтоб делать нельзя?

Коллектор законодательно ограничен в своих действия:

  1. Общаться с родственниками допускается только при наличии согласия от должника. Близкие вправе заявить о своем нежелании общаться со взыскателями.
  2. Клиент может отозвать разрешение на связь с другими лицами, отменить право банка на передачу контактной информации коллекторам и посторонним лицам.
  3. Давление и унижение должника со стороны взыскателя запрещено.
  4. Нельзя вводить в заблуждение относительно суммы задолженности и периода оплаты. Нельзя представляться сотрудниками государственных служб.
  5. После переуступки права требования размер долга и условия кредитного договора остаются неизменными. Допускается лишь пересмотр в сторону облегчения бремени должника.
  6. Распространение информации, публикации в интернете сведений, порочащих личность должника и имеющих отношение к просроченному кредиту, не допускается.
  7. Создание опасных для жизни ситуаций, угрозы здоровью, применение физической силы неприемлемы, как и порча имущества.

Если в действиях усматриваются угрозы с нанесением морального вреда или имущественным ущербом, в рамках искового заявления предусмотрен штраф в размере до 2 миллионов рублей.

Куда жаловаться?

Куда жаловаться?

Управу на коллекторов должники находят в нескольких инстанциях:

  1. При угрозах, нанесении имущественного вреда и моральном ущербе фиксируют нарушения и обращаются в полицию, прокуратуру.
  2. При разглашении личных данных нарушается ст. 23 Конституции, пишут заявление в прокуратуру.
  3. О выявленных незаконных действиях сообщают в НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторов), целью которой служит противодействие «черным» взыскателям.
  4. Роспотребнадзор оказывает помощь в борьбе с превышением полномочий коллекторами.
  5. Директору самого агентства, сотрудник которого действовал неправомерно, пишут жалобу с требованием наказать нарушителя.
  6. Если в действиях по взысканию усматриваются нарушения со стороны банка, МФО, кредитной организации, жалуются в Центробанк.
  7. Превышение полномочий профессиональных взыскателей дает повод обратиться в ФССП.

Не стоит замалчивать случаи нарушения гражданских прав должника, поскольку просрочка, возникшая не по воле или злому умыслу заемщика, не является основанием выходит за рамки закона.

Когда взыскание отменяется или приостанавливается?Когда взыскание отменяется или приостанавливается?

Коллектор должен прекратить воздействовать на неплательщика, если он:

  • находится в больнице;
  • признан лишенным дееспособности;
  • имеет инвалидность 1-й группы;
  • не достиг 18-летия или признан эмансипированным.

Отсутствие активности со стороны взыскателей не означает списания долга должнику. Кредитору остается обратиться в суд и потребовать принудительного возврата средств.

Как прекратить общение?

Чтобы избавиться от неприятных бессмысленных разговоров, коллектору направляют письмо о перенаправлении общения на законного представителя и адвоката. Сделать это можно, после того как просрочка превысит 4 месяца. Заявление заверяют в нотариальной конторе и отправляют по почте с уведомлением или лично с отметкой о принятии к рассмотрению.

Альтернативным выходом станет подача заявления о признании человека банкротом. С 2015 года законодательством разрешено признание физлица банкротом. С момента подачи иска беседы с кредиторами и взыскателями прекращаются. Для банкротства сумма задолженности должна превысить полмиллиона рублей.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал: Подпишитесь на каналФинансы - кредиты
(4 оценок, среднее: 4,25 из 5). Оцените, пожалуйста, мы очень старались!
Автор статьи
Максим Погорелов
Работал 7 лет в банке. Имею два высших образования ФИНЭК (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) и СПбПУ (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).
Написано статей
277
Читайте также
Adblock
detector