Онлайн-МФО облюбовали мошенники: как защититься?

Иногда для звонков коллекторов не нужно оформлять кредит. Достаточно передать свое фото с паспортом или просто потерять документ. Повышенная «забота» со стороны взыскателей связана с чужими кредитами. Их берут в банках и МФО мошенники, пользуясь сведениями о гражданах, подменяя реквизиты для зачисления и номера телефонов. Жертвой может стать любой, кто когда-либо пользовался онлайн сервисами для оплаты или регистрировался в интернет-ресурсах с передачей собственной фотографии для идентификации.
Онлайн-МФО облюбовали мошенники

Что происходит?

Хорошо, если недоразумение выясняется на этапе сверки данных, когда мошенник просто назвал чужой номер телефона, но настоящие «профессионалы» научились брать микрозаймы с полным соответствием требованиям МФО – корректные сведения из паспорта и фотография предполагаемого «заемщика» с паспортом в руках. Обращение к правоохранительным органам не дает никакого результата, поскольку с точки зрения полиции пострадавшим является МФО.

Случаи показался бы недоразумением, если бы юридически несчастный должник получил те суммы, о которых говорит взыскатель. Столкнувшись с отказом принимать заявление в полиции, человек остается наедине со своими проблемами, а МФО хранит молчание и отказывается предоставить документы, согласно которым происходило согласование займа и перечисление суммы.

Главный аргумент, предъявляемый организацией онлайн-микрокредитования, это селфи «заемщика» с паспортом в руках. Возникает вопрос, откуда в МФО появилось это фото, на основании которого теперь происходит взыскание долга.

На практике оказывается, что сведения мошенники получают из самых разных источников. При регистрации в сервисе каршеринга, новому пользователю предлагают пройти аналогичную процедуру с фотографированием себя с паспортом в руках. Подобную процедуру проходят и в других организациях при оформлении участия или получении услуг, и нет никакой гарантии, что переданное селфи не окажется в руках мошенников.

Личное расследование, как правило, ни к чему не приводит. Ни одна из организаций не станет признаваться в утечке. Чтобы искать правды в суде, необходимо зарегистрировать факт нарушения закона.

Случай такого рода мошенничества не единичный. Благодаря онлайн-форумам, выявлено уже несколько пострадавших «должников» компании «Метрокредит» с аналогичной проблемой и подозрениями о неправомерном использовании фото с паспортом. Пока жертвы-«должники» объединяются в поисках правды, МФО передает право взыскания профессиональным коллекторским организациям.

В другом случае компания онлайн-займов «еКапуста» выдает схожие странные кредиты, а проверка фотографии выявляет, что на фото в анкете совсем другой человек. Пока жертвы мошенничества ищут способа избавиться от взыскателей, кредитные структуры и надзорные организации хранят спокойствие, считая, что такие ситуации не повод предъявлять обвинения в массовом порядке.

Где искать виноватых?

Где искать виноватых?

Даже 1 несуществующий долг под 500 с лишним процентов годовых способен серьезно испортить жизнь человека. Что говорить о случаях, когда мошенники рассылают десятки запросов-анкет во все существующие МФО. Хорошо, если кредитор решит проверить информацию, позвонив по реальному номеру жертвы. Так поступают в МФК «МаниМен», чтобы подтвердить оформление микрозайма. Сотрудники проверяют сведения из анкеты и информацию из БКИ, а в случае несовпадения данных, перезванивают по другому номеру из базы кредитных историй. Другие МФО могут вовсе игнорировать несоответствия, ориентируясь больше на помощь взыскателей по выбиванию долга.

Мошенническое обогащение на микрозаймах слишком частое явление, чтобы игнорировать ситуацию. Мошенники оформляют кредиты на третьи лица, пользуясь полученной личной информацией. Безопасность граждан зависит только от бдительности работников МФО и тщательности проверки. Хотя сами «должники» испытывают массу негативных эмоций при обнаружении огромного долга, юридически пострадавшей будет признана МФО. Если человек действительно не оформлял кредит, он сможет доказать факт мошенничества и освободится от неправомерных взысканий. МФО останется с невозвратным долгом и понесет убытки по собственной вине, не проверив сведения о заемщике.

Другое дело, что в период разбирательства приходится пережить множество неприятных минут, когда коллекторы нарушают покой, требуя вернуть несуществующую задолженность. Потребуется обращаться в полицию с заявлением о мошенничества, оспаривать сделку с МФО в гражданском порядке.

Линия защиты потерпевшего должна включать обращение в полицию с требованием зафиксировать случай мошенничества с использованием личных данных и документов. Одновременно с этим кредитору письменно направляют официальный запрос с требованием о предоставлении документации, связанной с оформлением займа в МФО.

Как действовать пострадавшему?Как действовать пострадавшему

Главная задача пострадавшего – доказать, что кредитные средства им не получены и никаких действий по оформлению займа он не совершал. Помогут разобраться с проблемой:

  1. Центробанк, курирующий работу всех кредитных организаций.
  2. Прокуратура, куда подают заявление о факте мошенничества.
  3. Отдел полиции, уполномоченной принимать решение о заведении дела и выдавать письменное уведомление начале разбирательства.
  4. Банк, в котором открыты счета и карты пострадавшего. Если это онлайн-займ, деньги из МФО перечисляют безналичным способом по реквизитам, указанным в анкете клиента. Выписки по банковскому счету помогут подтвердить, что никаких сумм от МФО на имя должника не поступало.

Вместе с уведомлением из отдела полиции и выпиской по банковским счетам пострадавший обращается в МФО. Обычно, этих действий бывает достаточно, чтобы кредитор удостоверился в факте мошенничества и снял финансовые претензии с пострадавшего. Если доводы человека покажутся неубедительными, организация по собственной инициативе подаст заявление с требованием провести разбирательство.

Если ситуация дошла до судебного разбирательства, помимо подтверждающих неполучение средств документов пострадавший может предъявить письменные доказательства, что указанный в заявке в МФО телефон оформлен на другое лицо.

Меры предосторожности

Меры предосторожности

С развитием онлайн-технологий пришлось столкнуться с новым явлением – мошенничеством в интернете. Мошенники не дремлют и берут на вооружение новые способы получения информации о гражданах. Поскольку большинство граждан пользуется онлайн-оплатами, часто предъявляет паспорт при оказании различных услуг, полностью защитить себя от риска попасть в список жертв кредитного мошенничества невозможно.

Задача каждого – свести опасность к минимуму, соблюдая меры предосторожности:

  1. Отправив личное селфи с паспортом в электронном виде, шанс пополнить ряды пострадавших заметно возрастает.
  2. Если нет возможности отказаться от сервисов, предусматривающих подобную идентификацию, стоит чаще проверять выписку из БКИ.
  3. Не передавать через посторонних лиц собственные документы, предварительно удостоверившись в надежности организации, затребовавшей личные данные клиента.

Еще больше возможностей предотвратить мошенничество на ранних этапах у самих МФО. Именно они, в конечном счете, пострадают от мошенников. В интересах микро-кредиторов ужесточить проверку сведений, как этого предлагает сделать Центробанк. Согласно рекомендациям ЦБ, организации должны проверить сведения из анкеты, сверив паспорт с выпиской БКИ и сервисами МВД, соотнося ФИО подателя заявки с информацией от государственных органов.

Быстрый контрольный опрос заемщика поможет выявить подозрительные ситуации еще на стадии согласования заявки.

Нерешенной проблемой остается получение кредита по украденному паспорт с переклеенным фото, когда не удается выявить внешнее расхождение между информацией в анкете и паспортом. Если паспорт поддельный, обычная проверка селфи с паспортом оказывается бесполезной. Хотя случаи использования фальшивых документов встречаются не так часто, но финансовые потери могут оказаться значительными. Более эффективной защитой считают сверку реквизитов предъявленного паспорта с официальной базой. Однако и этот вариант не дает 100-процентной защиты, ведь преступникам не так сложно выманить сведения из настоящих документов, пользуясь доверчивостью самих граждан.

Жертвой может стать даже самый осторожный человек, не афиширующий личные данные. Мошенники покупают базы организаций, которые собирают и хранят фото с лицом и паспортом клиента.

Выходом из ситуации станет принятие законодательных актов, которые откроют доступ МФО к сведениям о гражданах из государственных баз данных. В этом случае кредитная организация сможет организовать полноценную проверку заявителя, защитив себя от мошенников. Другое дело, что никто не гарантирует, что мошенником не окажется недобросовестный сотрудник из МФО.

Подписывайтесь на наш Дзен-канал: Подпишитесь на каналФинансы - кредиты
Автор статьи
Максим Погорелов
Работал 7 лет в банке. Имею два высших образования ФИНЭК (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) и СПбПУ (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).
Написано статей
286
Читайте также
Adblock
detector