Где и как восстановить утерянный СНИЛС?

Страховой номер индивидуального лицевого счета или более привычно и коротко – СНИЛС. Многие задаются вопросами: как восстановить СНИЛС и где восстановить СНИЛС?
Как востановить утерянный снилс
Поскольку документ в нашей стране – это по-прежнему не только набор из нескольких килобайт информации, но еще и бумажка, а бумажку легко потерять или сильно повредить, восстановление СНИЛС продолжает оставаться актуальным. Как и восстановление, например, ИНН, который приходится заменять еще чаще, ибо изначально ИНН не помещен в ламинат, а выдается в виде листа копировальной бумаги формата А4.

Что есть эта зеленая карточка и как она работает в государственных системах

что такое СНИЛС

Волноваться, можно ли восстановить СНИЛС, в принципе не стоит. Касательно восстановления страхового пенсионного свидетельства и пойдет речь, но сперва надо разобраться – а что это вообще такое – СНИЛС? Эта штука является одновременно и банковской индивидуальной категорией, и зеленой пластиковой карточкой, помещённой в пластиковый ламинат для пущей физической сохранности. Под банковской категорией подразумевается персональный счет, который заводится на каждого жителя РФ при регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Зарегистрировать можно и несовершеннолетнего. Получить страховой документ об обязательном страховании по пенсии может любой житель РФ, достигший 14-летнего возраста (возраст, с которого в РФ человек официально имеет право устраиваться на работу). Хотя при желании можно свободно сделать СНИЛС на малолетнее лицо (до 14 лет). Так или иначе, но при несовершеннолетии держателя оформлением должны заниматься родители (опекуны).

Нужно это для того, чтобы при официальном трудоустройстве работодатель мог начать (поскольку по закону обязан) производить денежные отчисления на индивидуальный пенсионный банковский счет. Из частоты и размера этих отчислений впоследствии будет формироваться и пенсия.

Однако даже если житель страны нигде официально не трудоустроен, отчисления по минимуму все равно производятся со стороны государства. Знакомая многим зеленая карточка является носителем информации как о самом ее держателе (Ф. И. О., пол, дата и место рождения, дата регистрации в системе пенсионного страхования), так и о банковском счете.

Номер этого счета напечатан сразу после названия документа на лицевой стороне. Строго говоря, сама карта используется лишь для предоставления нужного набора информации, когда дело каким-либо образом может касаться пенсионных отчислений. То есть это идентификатор, с помощью которого человек быстро персонифицируется во всех основных областях (трудовая, социальная, пенсионная, медицинская). При этом если утерян СНИЛС, все данные о гражданине никуда не пропадают. Индивидуальный пенсионный счет в банке остается неизменным, как и положенные на него средства.

Основная личная информация, указанная на зеленой карточке, также сохраняется в электронной базе данных Пенсионного фонда России (ПФР). И не стоит относить данный страховой документ к удостоверениям личности. Он подтверждает, что личность включена в одну из систем государственного обеспечения, но не подтверждает саму личность, как паспорт, водительские права, военный билет, студенческий билет или справка об освобождении из мест лишения свободы.

Необходимость пенсионного страхового полиса

необходимость пенсионного страхования

Поэтому в любой юридической ситуации без одного из этих документов СНИЛС не будет иметь никакой юридической силы. А где и для чего конкретно нужен этот кусок зеленой бумаги в пластиковой обертке? Основные пункты:

  • при официальном трудоустройстве. Работодатель обязан производить пенсионные отчисления на личный банковский счет своего работника, поэтому страховое пенсионное свидетельство всегда входит в обязательный пакет документов при устройстве на работу. И если потерял СНИЛС, то на официальную вакансию попасть не удастся, пока не будет получен новый дубликат. Работать без полиса можно только неофициально;
  • при открытии собственного бизнеса. Предприниматель, как юридическое лицо, в качестве дохода имеет не заработную плату, а прибыль, поэтому должен самостоятельно производить пенсионные взносы, что опять-таки требует наличия зеленой карточки;
  • при утере СНИЛС не получится воспользоваться какими-то льготами, социальными выплатами, скидками, предусмотренными государственными поддерживающими программами, например льготной ипотекой;
  • равно как нужен этот документ и в целом для получения ипотеки, кредита, потребительского займа. В особенности, когда клиент имеет дело с государственным банком либо банком, имеющим государственную аккредитацию и тесное сотрудничество с государственными структурами;
  • вообще при любом официальном финансовом договоре с частным лицом или государством для его полного оформления нужно страховое свидетельство;
  • зеленая карточка потребуется и в центре занятости населения (биржа труда) при постановке на учет клиента как безработного, поскольку считается, что в период нахождения на учете в центре занятости человек также работает,  ведь поиск работы – это тоже работа;
  • когда медицинский полис ОМС заменяется на УЭК (универсальная электронная карта), без СНИЛС не обойтись;
  • и последнее, когда держатель пенсионного страхового документа выходит на пенсию, для оформления выхода предъявление этого документа – необходимое условие.

Варианты, когда требуется восстановление (замена) документа

процесс востановления документа

Но как восстановить пенсионное страховое свидетельство? Как получить СНИЛС без лишней мороки? Как восстановить СНИЛС, если зеленая карточка стала недоступной по совершенно разным обстоятельствам, в число которых входит:

  • потеря документа (выпал из кармана, сумочки, бумажника, где-то оставили и прочее). Сюда же приписывается и кража, например кража бумажника, в котором, помимо всего прочего, находился и СНИЛС. Кстати, сам документ, как правило, не представляет никакой ценности для злоумышленников (в отличие, например, от паспорта или военного билета);
  • физическое повреждение документа или сильный износ (настолько, что напечатанный текст становится неприемлемым для чтения);
  • любая ситуация, когда указанные в зеленой карточке данные перестают соответствовать действительности (смена фамилии/отчества/имени, пола) или выяснилось, что неверно указаны дата/место рождения, дата регистрации.

Куда обращаться и как действовать в каждой конкретной ситуации

Пенсионный фонд

Прежде всего необходимо знать, что процедура замены не определяется причиной замены. Если только нет каких-то специфических обстоятельств, не предусмотренных стандартным алгоритмом. При потере не стоит волноваться. В любом случае за выдачу карточек СНИЛС отвечает ПФР. Это твердый и окончательный ответ на вопрос, где восстановить СНИЛС при неожиданной утере, физическом повреждении документа или обнаружении несостоятельности данных в нем. Некоторые различия могут наблюдаться уже внутри этого ведомства в зависимости от того, какое из перечисленных обстоятельств имело место. Итак:

  • информация в документе не соответствует действительности – держатель идет в ПФР, заполняет анкету страхователя и заявление формы АДВ-2 (неверные данные), чтобы получить на руки новую карточку;
  • та же схема действует и при смене фамилии (например, при вступлении в брак);
  • если страховое пенсионное свидетельство было потеряно или уничтожено, тогда единственным отличием будет заполнение заявления формы АДВ-3 (получение дубликата документа);
  • если клиент получает страховое свидетельство впервые, а не взамен утраченного (неактуального), тогда в качестве заявления заполняется форма АДВ-1. Анкета страхователя заполняется во всех случаях.

Как восстановить СНИЛС, уже более-менее ясно. А вот что касается сроков, когда следует обращаться в ПФР. На самом деле, это личное дело каждого держателя. Официально заявлено, что в случае смены данных следует посетить ПФР максимум через две недели, а при утрате /физическом уничтожении – в течение месяца. Хотя, бывает, кто-то обращается и через многие годы. Но надо знать, что без СНИЛС не выйдет устроиться на официальную работу. Хотя работодатель может сам автоматически организовать новому сотруднику новый пенсионный документ.

Кто обращается в ПФР

клиенты пенсионного фонда

 

Хуже, когда в карточке остаются неверные данные. Из-за этого есть риск возникновения путаницы с пенсионными отчислениями. Деньги, положенные человеку на пенсию и определяющие ее размер, могут потеряться, пойти не туда, куда нужно. В вопросе получения/восстановления зеленой карточки важную роль играет то, кто именно ее получает и оформляет. Тут может быть три варианта:

1. Непосредственно сам страхователь, держатель полиса. Почти всегда это люди, не имеющие постоянной официальной работы. Либо предприниматели, которые, как уже говорилось, сами должны вносить за себя пенсионные отчисления.

2. В 90% всех случаев официального трудоустройства зеленую карточку за работника оформляет работодатель. Частым исключением из этого правила является ситуация, когда соискатель на рабочую вакансию уже не имеет на руках пенсионного полиса. Тогда, чтобы получить дубликат, клиенту придется лично идти в ПФР. А вот работающему держателю требуется только предоставить начальству нужный пакет документов. Это паспорт, заполненный бланк-анкета и заявление на получение страхового пенсионного свидетельства. Важный момент: если пенсионный полис был утрачен уже будучи работающим держателем, тогда обязанностью работодателя будет обращение в ПФР с соответствующим заявлением АДВ-3 и ранее сделанной копией карточки СНИЛС в течение месяца после того, как работодатель узнал об отсутствии СНИЛС у его сотрудника. Это четко прописано в Федеральном законе № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (пункт 5 статьи 7). Но расписаться в заявлении АДВ-3 должен непосредственно сам получатель полиса. Если копия СНИЛС не была сделана или потерялась, тогда подается запрос в ПРФ на получение информации о личном банковском номере держателя полиса, поскольку без копии утерянного документа указать номер счета в заявлении просто необходимо.

3. Если лицо, на которое должна выдаться карточка, не достигло возраста 18 лет, то весь процесс оформления и получения производится родителем/опекуном несовершеннолетнего лица. Причем если ребенку меньше 14 лет, родителю из его документов понадобится только свидетельство о рождении (заявление заполняет родитель), а если больше 14 лет – паспорт (заявление должен заполнить сам ребенок).

Востребованные при процедуре замены документы и несколько важных пунктов

Необходимые документы

Касательно получения или восстановления пенсионного страхового полиса стоит знать еще несколько моментов:

  1. Необходимые документы для восстановления СНИЛС – паспорт держателя или другая бумага, удостоверяющая личность. Это на 100% обязательный документ. Если карточку организуют малолетнему ребенку, то родитель должен предоставить свой паспорт и свидетельство о рождении ребенка. Если лицо достигло 14 лет, будет требоваться и его паспорт тоже. Если имеет место восстановление из-за утраты, то желательна копия утерянного документа.
  2. При личном обращении в ПФР дубликат СНИЛС обычно делают недели три. А если через работодателя, то восстанавливаться эта маленькая бумажка будет месяца два.
  3. Оригинал зеленой карточки абсолютно всегда, при любых обстоятельствах должен оставаться на руках у держателя. Никто не вправе требовать у гражданина оригинал СНИЛС.
  4. Документ сам по себе не имеет срока годности, т. е. выдается пожизненно.
  5. Восстановить страховое пенсионное свидетельство можно всегда, в любом филиале ПФР и бесплатно.
  6. Процедуру замены всегда можно прервать, если утерявший полис человек вдруг найдет этот потерянный документ.

Потеряли СНИЛС, как восстановить его? Теперь ответ на этот вопрос известен. И видно, что восстановить утерянный СНИЛС не так уж трудно. В этом и заключалась цель данной статьи. Это действительно актуально, поскольку СНИЛС, паспорт и ИНН – это документы первой необходимости. Факт утери этого пластика не рекомендуется игнорировать.

Оценка статьи:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Читайте также
Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.