8 эффективных советов должнику

Обстоятельства не способствуют росту экономики, число должников увеличивается, растут и суммы невозвратных долгов. На фоне неблагоприятной ситуации кредиторы и заемщики ищут варианты выхода из тупика. Кредиторы обращаются к коллекторам, заемщики уходят в тень. Между тем вопрос с задолженностью не решается, суммы претензий растут, и ни одна из сторон не удовлетворена ситуацией. Есть некоторые рекомендации, которые помогут должникам «снизить градус» взаимоотношений с кредитором и взыскателями в процессе поиска компромиссного решения.
советы должнику

2017 год принес нововведения в регулирование процесса взыскания, многие из которых направлены на защиту прав должника, ведь долг еще не означает, что клиент бесправен. Столкнувшись с коллектором впервые, необходимо научиться применять предложенные законодательством нормы общения, а при нарушении прав – обращаться в суд за защитой.

Совет № 1. А стоит ли говорить с коллектором?

Звонивший представился представителем коллектора и потребовал немедленно погасить долг в жесткой безапелляционной форме? Подобный звонок вовсе не значит, что человек на другом конце провода действительно действует от имени специализированной конторы, работающей с должниками.

Согласно новым правилам, потребовать возврата долга, помимо банка-кредитора, могут специалисты, работающие в коллекторских агентствах, организациях, соответствующих определенным критериям и включенных в реестр взыскателей.

Совет № 2. На каждое действие есть противодействие

Совет №2. На каждое действие есть противодействие

Если возникли сомнения в том, что звонивший действительно представляет коллекторское агентство, или оказывается чрезмерное давление, пора обращаться в правоохранительные органы. Основанием для вмешательства полиции станут свидетельства угроз и психологического давления через:

  • постоянные звонки;
  • СМС-сообщения;
  • голосовые сообщения.

Только кредиторы и организации, указанные в реестре коллекторов, вправе обсуждать возврат долга с задолжавшим клиентом. Если зафиксирована попытка незаконного воздействия, нарушитель будет оштрафован на сумму до полумиллиона рублей, а для должностных лиц штраф достигает 1 млн рублей (либо дисквалификация). Если претензии выдвигают в отношении коллекторского агентства-юрлица, сумма штрафа на порядок больше – до 2 миллионов рублей.

Совет № 3. Проверка полномочий коллектораСовет №3 Проверка полномочий коллектора

Когда человек по телефону назвался представителем кредитора, необходимо проверить наличие полномочий. Лицо должно быть указано в реестре, чтобы на законных основаниях обсуждать тему возврата кредитного долга.

Сами банки часто подключаются к процессу воздействия на должника только на начальном этапе, а разговор проходит в рамках регламента и с соблюдением норм этики. Большая часть нареканий связана с работой лиц, представившихся коллекторам после того, как банк отказался от попыток вернуть долг самостоятельно и решил привлечь профессионалов-взыскателей. По этой причине важно проверить саму организацию коллектора и уточнить ее профиль. Взыскание задолженности у коллекторского агентства всегда числится основным направлением в работе.

Проверить сведения об организации и включение в список коллекторов несложно. В список разрешенных законом коллекторских организаций входит около трех десятков компаний.

Согласно нормам, установленным в 2017 году, есть ряд требований к коллекторскому агентству:

  1. Должна быть оформлена страховка по соглашению об обязательном страховании ответственности за нанесенный в процессе взыскания долга ущерб. Сумма страхового покрытия установлена в размере от 10 миллионов рублей.
  2. Коллектор обязан иметь собственный сайт и установленное специализированное ПО для осуществления основной работы по взысканию.
  3. Коллектор оформляется в одной из разрешенных форм собственности (акционерное общество, ООО с чистыми активами от 10 млн рублей).
  4. Основной профиль работы, указанный в уставных документах, – взыскание просроченных платежей.

Совет № 4. Изучаем договор: на что обратить вниманиеСовет №4. Изучаем договор – на что обратить внимание?

Если инициатором телефонного беспокойства стала коллекторская организация на законных основаниях, настало время проверить законность перехода прав на взыскание долга. Это должно быть указано в договоре отдельным пунктом (перепродажа долга третьей стороне).

Известна схема, когда коллектор,не имеющий права общаться с должником, пытается передать долг агентству, включенному в реестр профессиональных коллекторов. Так как закон не запрещает переуступку, важно проверить, чтобы этот пункт нашел свое отражение в договоре с должником.

Если такой пункт присутствует в договоре с кредитным учреждением, заемщик вправе отказаться подписывать документ, настаивая на удалении пункта из соглашения. К сожалению, далеко не все заемщики внимательно знакомятся с договором либо боятся корректировать условия, справедливо опасаясь того, что банк усомнится в безопасности кредитной сделки и откажет.

Совет № 5. Вы не обязаны общаться с кредитором лично

Совет №5. Вы не обязаны общаться с кредитором лично

Жизненные обстоятельства могут быть разными, а долг перед кредитором может настигнуть даже самого законопослушного гражданина, столкнувшегося с тяжелыми непреодолимыми препятствиями. Заемщик-должник не обязан поддерживать разговор с банком лично. Когда общение с банком зашло в тупик, право вести переговоры с кредитором передают лицу, имеющему опыт и достаточные юридические познания, чтобы успешно регулировать проблему образования долга перед кредитором.

В любой момент неплательщик вправе привлечь профессионального адвоката. Но есть  одно условие – обязательное оповещение кредитора об отказе общаться лично. Чем раньше привлечь помощь, тем меньшие последствия жду должника-заемщика.

Заявление с отказом от личного контакта с банком передают по почте, заказной отправкой с уведомлением либо лично (с отметкой о принятии документа кредитором).

Не обязаны общаться по поводу долга и родственники, близкий круг должника, если он напишет заявление в банк об отзыве согласия на взаимодействие.

Совет № 6. Всему есть пределы

Совет №6. Всему есть пределы

Новые правила строго регулируют активность коллектора, ограничивая время звонков до 10 часов вечера и с 8 часов утра. В выходные дни право на звонки коллектора сохраняется. Однако период, отведенный для беспокойства заемщика-должника, сокращается – с 9 утра до 8 вечера.

Если коллектор решил воздействовать путем личного контакта, для визитов отводится 1 раз в неделю. Звонки по телефону ограничены 2 разговорами в неделю.

В отношении отдельных категорий граждан любая попытка личного воздействия со стороны взыскателя запрещена:

  • наличие инвалидности 1-й группы;
  • возраст до 18 лет;
  • недееспособность;
  • лица, признанные банкротами;
  • граждане, проходящие курс лечения в больнице.

Совет № 7. Организуем и ограничиваем официальное общение с банком

Совет №7. Организуем и ограничиваем официальное общение с банком

Многочасовые беседы с кредитором не гарантируют успеха в согласовании условий для возврата долга. С юридической точки зрения важно научиться правильно общаться с кредитором и взыскателем.

Для официальных переговоров нужен юридический адрес коллектора или банка, на который отправляют важную почтовую корреспонденцию. Электронные письма менее предпочтительны, так как сложно подтвердить получение банком или коллектором письма, а в случае опознания обращения в качестве спама система его блокирует. При рассмотрении дела в суде подтвердить факт обращения должника к кредитору или коллектору бывает сложно.

Совет № 8. Не стоит бояться суда

Совет №8. Не стоит бояться суда

Долговые обязательства – не конец света. Наличие финансовых претензий и обязательств не дает права другой стороне нарушать законодательство. По любому выявленному факту обращаются в суд с иском и банки, и сами клиенты-должники.

Суть иска определяют, исходя из характера нарушений. Если возникло подозрение в незаконности, просят суд провести проверку законности полномочий взыскателя. Если долг был передан незаконно, в суде устанавливают выявленное нарушение.

Если вам позвонил коллектор, а в договоре нет ни слова о согласии клиента-заемщика с намерением банка переуступить право взыскания третьей стороне, шансы на удовлетворение требований должника также велики.

    Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
    Оценка статьи:
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
    Читайте также
    Добавить комментарий

    Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

    Вы ввели некорректные логин или пароль

    Извините, для комментирования необходимо войти.
    1 комментарий
    сначала новые
    по рейтингу сначала новые по хронологии
    Ольга

    Ситуация сложнейшая возникла по причине нарушения банками российского законодательства в погоне за наживой(а не достойным получением прибыли).надо начинать с первостепенной причиной породившей ситуацию а не с последствием. Надо сделать банки законопослушными и большинство кредитов будут погашены, просрочка снизится. Нет организации контролирующей банки. ЦБ такими функциями не наделён. Банки начисляют сумму ежемесячного платежа, но в момент распределения на сумму основного долга и процентов нарушают права заёмщиков и получается кредит под 509-600 процентов в месяц что не соответствует законодательству. Приведите в чувство банковскую систему для начала.....