Как мошенники обманывают банки?

Мошенники подстерегают не только клиентов банка. Случаев, когда сами заемщики обманывают или пытаются обмануть банк, предостаточно. Статистика базы Бюро кредитных историй свидетельствует об увеличении числа попыток мошенничества при оформлении кредитов и микрозаймов. Несмотря на предпринимаемые меры предосторожности и тщательную проверку, заемщикам удается навешать лапшу на уши банкиров, и зачастую это происходит при попустительстве работников отделений.
Как мошенники обманывают банки

Мошенники в банке

Чем труднее заработать деньги, тем выше риск мошенничества. На фоне наблюдающегося падения спроса на кредитные программы увеличилось количество сомнительных заявок. И без того сложное положение банков с учетом повышенного интереса мошенников к средствам на счетах клиентов только усугубляет ситуацию.

К мошенническим действиям заемщиков банк относит обман при передаче личных сведений с целью получения выгодного предложения кредитования. При выявлении подобных случаев банк передаст в БКИ данные об отказе с указанием причины. Аккумулируя сведения о тысячах заемщиков, в БКИ выстраивают статистику.

Согласно позиции кредитного бюро, мошенничество бывает организованным, с привлечением нескольких лиц, либо индивидуальным. При неорганизованном мошенничестве заемщик обращается за займом, предоставляя ложную информацию. Не факт, что клиент заранее решил не отдавать банку долг. При организованном мошенничестве места для стихийных решений нет. Злоумышленники часто способствуют согласованию займа нечестным путем, так как иначе надеяться на выдачу средств не стоит.

В чем обман?

В чем обман?

Ключевым условием для выдачи банковских средств является одобрение заявки. Кредитор рассматривает поданные бумаги и анкету клиента и оценивает собственные риски. Чаще всего клиент предоставляет ложные сведения о себе и своих контактах:

  1. Сведения из паспорта.
  2. Ф. И. О.
  3. Адрес прописки.
  4. Номер телефона.

Статистика говорит о том, что процент организованного мошенничества неуклонно растет, а основная цель заемщиков – получить подтверждение несуществующего дохода или трудоустройство. Не стоит исключать и другую цель, популярную в последнее время, – получение кредита с заранее осознанным отказом от возврата долга.

Так как особо крупный ущерб наносят кредиты, выданные при содействии преступникам самих представителей банков, финансовые учреждения и службы безопасности уделяют этой проблеме особую роль. Размах деятельности преступников вылился в появление и развитие ряда организаций, изготавливающих поддельные справки.

Сигналами для бдительности служат чрезмерная активность гражданина и частое обращение за кредитами в банки. Если в истории клиента зафиксированы записи о 10 и более заявках на кредит, а клиент при этом недавно сообщил об утере паспорта, скорее всего, в банк обратился мошенник, и деньги заемщик возвращать не собирается.

Почти четверть заявок от мошенников связаны с предоставлением ложной информации о трудоустроившей организации. Стараясь убедить банк в своей состоятельности и платежеспособности, ему сообщают адрес работы, телефон, имена должностных лиц. Однако их в природе не существует вообще.

Иногда заемщики, стараясь избежать последующих проблем из-за невозврата, предоставляют данные о прописке и номера телефонов, которые уже использовались неоднократно в других мошеннических схемах.

Обманщик с кристальной репутациейОбманщик с кристальной репутацией

Последнее время наблюдается формирование нового типа мошенников. Эти лица не организованы и действуют по собственной воле. Обращаясь в банк не впервые, эти граждане накопили отличную кредитную историю с кристальной репутацией. Выдавая новый заем, банк не подозревает, что стал жертвой обмана.

На подобные поступки людей толкает безысходность, потеря работы, снижение заработка, острая нужда в средствах. В условиях, когда кредитор ужесточает требования к заемщику, испытывающему нужду гражданину ничего не остается, кроме подделки справки или введения в заблуждение относительно своего трудоустройства, дохода, социального статуса и т. д.

К признакам мошенничества относят и отсутствие платежей в течение первых месяцев после выдачи. Статистика свидетельствует, что случаи полного отказа от выплат появляются чаще и в банках, и в МФО, что явно не способствует ослаблению контроля со стороны кредиторов.

Кто виноват и что делать?Кто виноват и что делать?

Еще год назад получить кредит не составляло никакого труда. Однако проблемы в кредитной сфере заставили банки пересмотреть позиции в отношении заемщика и более строго относиться к проверке. Допустив искажение информации, несостоявшийся клиент получает отказ и новую негативную запись в КИ. При последующих обращениях в другие финансовые организации одобрить заем будет еще сложнее.

Необходимость тщательной проверки приводит к созданию ситуаций, когда вполне платежеспособный клиент с положительной КИ намеренно искажает сведения, чтобы повысить шансы на выдачу. Этим клиент оказывает себе «медвежью услугу». Банк выявит обман и откажет в займе, а при серьезных проступках клиент рискует попасть в «черный список».

Менее строго относятся к кандидатуре заемщика при выдаче потребительского кредита, поскольку для рассмотрения заявки от клиента требуется минимум бумаг и решение принимают согласно результатам скоринг-теста и оценке БКИ.

С другой стороны, антифрод-системы и внутренние программы банка часто срабатывают в силу тех изменений в жизни граждан, которые продиктованы непростой экономической ситуацией. Попытки мошенничества фиксируют даже по тем клиентам, в чьей репутации не сомневались долгие годы.

Банки далеки от радужных ожиданий на ближайшие годы. Чем сложнее жить, тем чаще и легче соглашаются граждане на обман. И даже ответственные надежные клиенты способны приукрасить себя в качестве кандидата на заем. Кредиторы, имеющие богатый опыт в выявлении мошенников, вынуждены готовиться к новому всплеску мошенничества, меняя условия кредитования и проверки клиента.

Для борьбы с обманщиками создана межбанковская система «Национальный Хантер», с которой сотрудничают по меньшей мере 40 кредитных институтов. Микрофинансовые организации не отстают, меняя схемы выдачи займа. Например, в МФО «Домашние деньги» к заемщику выезжает представитель, который оформит микрокредит только после проведения внешнего скоринга. От внутренних рисков организацию защищает внедренная система Digital Cash.

    Помогла статья? Оцените её
    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
    Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
    Читайте также