Пристав всегда звонит дважды

Просроченный долг по ЖКХ последнее время все чаще становятся поводом для новых волнений граждан. Тарифы растут, а зарплата за ней не поспевает. В результате, коммунальные службы требуют оплаты, привлекая к работе с должниками судебных приставов и коллекторов. Чрезмерная активность взыскателей может привести к тому, что долг придется платить дважды, в рамках одного и того же исполнительного листа. И можно было бы назвать ситуацию курьезным недоразумением, если бы на кону не стояло имущество и нервы плательщика, зачисленного в должники.
Пристав всегда звонит дважды

Атака по всем фронтам

Рост неплатежей в 2016 году способствовал волне активности среди всех государственных и негосударственных структур. Коммунальные и налоговые службы, ГИБДД, Пенсионный фонд в одночасье мобилизовались на борьбу с должниками, что вылилось в массовые суды над гражданами и перегрузку служб, ответственных за исполнение судебных постановлений.

В отличие от других структур, вынужденных собирать доказательства и готовиться к судебным разбирательствам, коммунальным службам разрешили решать вопросы по финансовым взысканиям в упрощенном порядке. И с июня 2016 года коммунальные задолженности в пределах полумиллиона рублей взыскивают через мировые суды в рамках приказного производства. То есть для того, чтобы получить предписание из суда и исполнительный документ, разрешающий принудительно взыскивать имущество, теперь не нужен ответчик-должник. Решение о принудительном взыскании долга вынесут заочно, а на пороге дома в один прекрасный день появляется судебный пристав.

Иногда судебному приставу нет необходимости появляться перед ответчиком вообще – закон наделяет сотрудников ФССП полномочиями по аресту счетов, карт, имущества. Просто однажды должник обнаруживает, что все финансы заблокированы на счетах в банке, а средства из перечисленной заработной платы списаны с карты. Чтобы исправить ситуацию потребуется не только вернуть долг со штрафами и пенями, но и согласовать с судебными приставами освобождение из-под ареста собственности и денежных средств.

История про то, как законопослушный гражданин стал злостным нарушителем

История про то, как законопослушный гражданин стал злостным нарушителем

Следующий пример рассказывает, как накладки в процессе начислений ЖКХ и требований по долгу со стороны судебных приставов, способны испортить жизнь человека, по сути своей не являющегося злостным должником.

Начато истории: не засчитанные счетчики

Даже если вы – законопослушный гражданин, от долгов по ЖКХ не стоит зарекаться. Установив счетчик и не доведя регистрацию прибора до логичного конца, оплачивать коммунальные ресурсы все равно придется по тарифам. И немаленьким. Вынуждая граждан ставить приборы учета, государство последовательно повышало тарифы на оплату по нормативам, да и сами нормы были явно завышены. Если человек проживает один, он вправе счесть разницу не существенной. Но если семья состоит из 4 и более граждан, перекосы бывают фантастическими – вместо 8-10 кубометров воды, в квитанции рисуют 55 кубов жидкости.

Наша история начинается с момента, когда пользователь коммунальных ресурсов не смог вовремя зафиксировать установку счетчиков и перестал оплачивать нарисованные цифры по квитанции от коммунальных служб.

Проблема в том, что для перехода на учет показаний счетчиков, гражданам предстоит изрядно побегать, оформляя бумаги в различных службах. И не каждый человек в состоянии справиться с возложенными обязательствами. Еще при установке граждан предупреждают о необходимости хранить полученные бумаги на счетчик и передать их поставщикам коммунальных ресурсов, как можно быстрее. Но что делать, если счетчики установлены, а документов на них нет? Ответ очевиден – поможет только новая замена счетчиков, что означает новые расходы владельца помещения. Проигнорировав установленные правила, собственник жилья не находит ничего лучшего, чем просто перестать платить за неиспользованные объемы услуг. Через некоторое время сумма долга достигает угрожающих масштабов, и к взысканию подключаются сами поставщики услуг ЖКХ.

Можно было бы заплатить коммунальный долг и найти средства на переустановку приборов, однако жажда справедливости ведет дальше. Устав от бесконечных звонков и визитов, гражданин обращается в организацию по расчету коммунальных платежей и просит пересчитать квитанции. Стоит ли говорить, что надежд на восстановление справедливости у должника нет. Представитель коммунальной службы со знанием дела обстоятельно повествует о том, что цифры в квитанциях нарисованы на законных основаниях, с применением повышающих коэффициентов, тарифов и по установленному государством нормативу. Получается, что в своем коммунальном долге виноват сам должник.

На этом этапе должнику можно было бы далее перейти к судебным разбирательствам, настаивая на своей правоте. Но история не заканчивается, так как должник, собственник жилья, ведется на уговоры и угрозы, подписывая договор о погашении с рассрочкой такими суммами, которые изначально превышают заработок человека. Убеждая, что этот вариант единственно верный, представитель УК или коммунальной службы успокаивает словами о возможном платеже меньшими суммами, с пересчетом долга. Конфликт исчерпан? Отнюдь!

Кульминация: обложили со всех сторон

Кульминация: обложили со всех сторон

Спустя некоторое время после подписания договора о рассрочке, должник получает смс от банка-эмитента о взыскании средств по долгу на основании постановления по исполнительному производству. Проверка показала, что все имеющиеся счета должника арестованы, и по ним указан минусовой баланс. Представители банка при выяснении обстоятельств разводят руками и рекомендуют искать правды у судебных приставов.

На сайте судебных приставов действительно указано, что под личными сведениями плательщика (ФИО и адресу) есть взыскание, после чего балансы по всем картам стали минусовыми. Попытки завести должником новые карты приводили к новым арестам, в других банках, причем судебные приставы спокойно блокировали все источники для перечислений, включая кредитки, по которым установлен ежемесячный платеж в пользу кредитора.

Положению должника не позавидуешь – помимо отсутствия заработка и проблем с коммунальной задолженностью, гражданин не в состоянии оплачивать по кредиту, так как все средства будут далее списываться в счет уплаты долга по ЖКХ в автоматическом режиме по требованию представителей Службы приставов. Если бы часть собственности была оформлена на другого родственника должника, то проблем со списанием взысканий стоит ждать и в его отношении. Не стоит просить пощады или взывать к милосердию пристава – ему все равно, что блокировать – кредитку или дебетовый пластик, последние средства к существованию или часть отложенных на срочную операцию средств.

Можно ставить точку в рассказе о «борьбе» с несовершенствами системы начислений ЖКХ – должнику пришлось полностью ликвидировать долг и закрыть кредит в банке, чтобы более не рисковать. Однако на этом история не закончилась.

Последний бой

Последний бой

После временной передышки, судебные приставы снова берутся за работу и взыскивают дополнительные суммы по долгу. Хотя изначальная претензия коммунальных служб была удовлетворена, выясняется, что по тому же судебному постановлению и делу на исполнении со счетов и карт снова списывают средства и уводят должника в «минус».

Разбирательство с коммунальными службами и УК никакого результата не даст, так как взыскание, судя по информации из банка, производилось по уже погашенному должником судебному постановлению.

Стоит ли описывать, состояние должника, вынужденного переплачивать за несуществующие услуги вполне реальные деньги по судебному постановлению, взысканному уже повторно. И все же, истина, хоть и частично, восторжествовала, так как спустя пару месяцев приставы разобрались и сняли блокировку с банковских карт, вместе с тем вернув часть излишне удержанных средств. Остаток лишнего взыскания должник «нашел» позже, как пояснили приставы – часть средств была отправлена на карточный счет, а не на карту, без более вразумительных объяснений, а тем более – извинений.

Уроки жизни или невзгоды должников

Уроки жизни или невзгоды должников

Изначально действия должника выглядели невинно – отказаться от неправомерно раздутых сумм по коммунальным расходам в квитанции. Однако на практике все оказалось гораздо серьезнее. Дав повод для работы судебных приставов, должник с высокой долей вероятности рискует ощутить всю силу «праведного» гнева коммунальщиков. Государство, предоставляя сфере ЖКХ право на упрощенный порядок производства, рискует столкнуться с ростом числа решений «на автомате», когда мировой судья оптом готовит бланки приказов по сведениям, которые предоставил им поставщик коммунальных ресурсов или УК (зачастую с ошибками в расчетах периодов и неверном указании собственников).

У приставов, работающих часто со злостными неплательщиками, не возникает сомнений в правильности принятых постановлений, а посему ответчика-должника ждет суровая кара – арест, блокирование, распродажа. К сожалению, арсенал полномочий не гарантирует отсутствия ошибок в работе приставов, исправлять которые они не спешат.

Серьезным нарушением стала блокировка карты, предназначенной для платежей компенсационного характера или для социальных выплат. Когда судебный пристав заявляет, что не способен распознать кредитную карту от дебетовой, он откровенно лукавит, так как получает полную выкладку с информацией из конкретного банка по индивидуальному запросу.

Если произошла блокировка карты, на которую должник получал пособие, в течение 10-дневного срока с момента вынесения постановления обращаются с жалобой в вышестоящую инстанцию, начав со старшего судебного пристава, которому подотчетен исполнитель. Наказать виновного в нарушении поможет прокуратура, если должник обратится туда с просьбой разобраться с законностью действий пристава.

В законе масса способов, чтобы добиться справедливости при одном условии – доподлинном знании гражданских прав и особенностей исполнительного дела, что вряд ли стоит ждать от обычного гражданина, не имеющего юридического образования. Остается пожелать каждому легкой установки счетчиков и никогда не встречать на своем пути судебного пристава, тем более что он часто приходит дважды.

Смотрите также:
    Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
    Оценка статьи:
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Читайте также
    Добавить комментарий

    Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

    Вы ввели некорректные логин или пароль

    Извините, для комментирования необходимо войти.